Проблемам
острой классовой борьбы в колониях были
посвящены труды известного мексиканского
историка в 50-60 гг. Куэ Кановаса. Он явился
одним из первых исследователей,
сосредоточивших главное внимание не на
этническом, а на социальном аспекте
проблемы.
В
50-х гг. вновь заявила о себе либерально-позитивистская
школа во главе с выдающимся
исследователем Сильвио
Савалой (1907 г.р.). В эти годы вспыхнула с
новой силой дискуссия о характере и
формах эксплуатации индейского населения
в колониальный период и особенностях
колониальной системы Испании и Португалии
по сравнению с англосаксонскими формами
проведения колониальной политики. В
центре внимания оказались такие
колониальные институты, как энкомьенда
и репартимьенто[1].
Для
"испанистов" была характерна
идеализация энкомьенды, которую они
рассматривали как форму "попечительства"
конкистадоров - энкомендеро над
отсталыми, неспособными к созидательному
труду индейцами и приобщения их к
христианству. Так, упоминавшийся выше М.
Куэвас считал энкомьенду "учреждением
христианским в своей основе с отеческой
властью и естественно сложившейся
классовой структурой..."[2].
Другой историк Чавес Ороско считал
энкомьенду идеальной формой ведения
хозяйства, которая "спасла индейцев от
рабства", а может быть и от полного
истребления"[3].
Подобные оценки были крайне
тенденциозными и не основывались на
серьезном исследовании источников.
Еще
в 30-40 гг. известным мексиканским историком
Сильвио Савалой были проведены конкретные
исследования об энкомьенде с привлечением
архивных материалов, в том числе об
энкомьенде Э. Кортеса и других крупнейших
деятелей конкисты. Результатом явился ряд
работ, в которых по-новому был поставлен
вопрос о сущности энкомьенды и
репартимьенто[4].
На основе большого фактического
материала в работах Савалы было показано,
что владение энкомьендой не давало права
собственности на землю, которая
принадлежала индейским общинам и была
неотчуждаемой. Автор проследил и
наметил основные этапы эволюции энкомьенды,
подчеркнув, что она существовала за счет
эксплуатации индейцев общинников, которые
в испанском законодательстве
рассматривались как "свободные люди-подданные
испанского короля". Впервые энкомьенда
рассматривалась как феодальный институт,
который претерпел значительную
трансформацию в сторону сокращения
использования труда индейцев в частном
хозяйстве энкомендеро и резкого
увеличения его использования на
королевских рудниках и других
государственных повинностях[5].
Работы
С. Савалы высоко оцениваются историками
многих стран, но некоторые его выводы до
сих пор являются предметом дискуссий. Ему,
как и другому известному историку Х.
Миранде свойственна модернизация. Так, оба
отождествляют пеонаж с наемным трудом[6].
X. Миранда считает энкомендеро ХVI в.
капиталистическим предпринимателем.
Тем не менее, работы этих историков
убедительно показали, что столь широко
распространенная в ХVIII-ХIХ вв. асьенда не
была наследницей энкомьенды (феодального
владения), а является результатом
экспроприации индейских общин и
возникновения частной собственности на
землю.
Еще
в 20-30 гг. идеи марксизма стали оказывать
большое влияние на развитие
общественных наук в Латинской Америке,
начало формироваться марксистское
направление в историографии. Одной из
первых работ, где была сделана попытка
применить марксистскую теорию к
изучению истории стран Латинской Америки,
была книга общественного деятеля,
писателя и историка Хосе
Карлоса Мариатеги (1895-1930) "Семь
очерков истолкования перуанской
действительности (1928). Его труды и
способствовали возникновению
марксистских концепций в изучении
колониального периода в различных
странах. С 30-х гг. марксизм стал оказывать
значительное влияние на мексиканскую
историографию. В центре внимания многих историков,
испытавших влияние марксизма, были
вопросы, связанные с применением к истории
Латинской Америки теории социально-экономических
формаций, универсального характера
всемирно-исторического процесса,
проблем сравнительно-исторического
анализа генезиса капиталистических форм
хозяйства.
Разгром
фашизма и крушение колониальной системы в
странах Азии и Африки обострили интерес к
марксистской теории во многих странах и в
особенности в Латинской Америке, пережившей
значительный экономический подъем в годы
второй мировой войны. Во второй
половине 50-х гг. он сменился глубоким
экономическим кризисом, перешедшим в
затяжной кризис социально-экономических
и политических структур. Как уже было
сказано выше, новая ситуация обострила
интерес к колониальному прошлому, но уже
под другим углом зрения: учесть опыт и
традиции прошлого для разработки
альтернатив на будущее.
В
эти годы был создан "Центр исторических
исследований" при "Колехио де Мехико",
стал выходить новый журнал "Американский
исторический журнал" ("Revista de historia de
America"). В журнале "Мексиканская
история" ("Historia mexicana") появился
специальный отдел по колониальной истории.
С 1965 г. стал выходить новый журнал "История
и общество" ("Historia y sociedad"), ставший
трибуной социологов и историков-марксистов.
Значительную часть научных публикаций в
этих журналах составляли исследования по
колониальной истории.
В
конце 50-х гг. важнейшей темой дискуссий
стал вопрос об особенностях социально-экономических
формаций в Латинской Америке, о
возможности применения марксистской
теории генезиса капитализма к изучению
истории стран континента и в первую
очередь о специфике капитализма в этом
регионе. Эта дискуссия длилась почти 20 лет
и вызвала к жизни много различных
концепций латиноамериканского
капитализма, истоки которых, как правило,
восходили к колониальному периоду, а
нередко истоки своеобразия исторического
развития ученые искали в отдаленной эпохе
доколумбовых цивилизаций.
Одной
из наиболее распространенных теорий,
вызвавших оживленные дискуссии не
только в Латинской Америке, но и во всем мире,
была концепция "колониального
капитализма", выдвинутая впервые
аргентинским ученым Серхио Багу в 1949 г. Он
утверждал, что в Латинской Америке не было
феодализма, а в колониальный период
господствовал торговый капитал, который
несовместим с господством натурального
хозяйства[7].
К этой концепции присоединились и
некоторые консервативные историки,
например, член колумбийской академии
истории Херман Арсиниегас, который
утверждал, что "испанский конкистадор
был подлинным "капиталистом-индивидуалистом",
в то время как английский колонизатор в ту
эпоху был "членом акционерного
общества", а сама конкиста была "ничем
иным, как капиталистическим предприятием"[8].
Проблемы
войны за независимость. Война
за независимость американских колоний
Испании, охватившая в первой четверти
прошлого столетия обширную территорию от
Техаса до Патагонии и приведшая к
возникновению ряда самостоятельных
государств, традиционно является одной из
узловых тем латиноамериканской
историографии.
В
изучении этого важнейшего события в
истории Латинской Америки в XX в. можно
выделить три этапа, с присущими им
количественными и качественными
характеристиками. Первый этап включает в
себя 20-50 годы ХХ в.; для него, с одной
стороны, характерно сохранение традиций,
заложенных либеральной и консервативной
историографией XIX в., и замыкание историков
Латинской Америки на истории своих стран,
с другой. Право на обобщающие труды по
войне за независимость отдавалось
историкам вне Латинской Америки, прежде
всего испанским и североамериканским.
Последнее обстоятельство в значительной
степени было связано с тем, что в архивах
латиноамериканских государств имелись
источники лишь по своей стране, в то время
как в Испании и США хранились обширные
коллекции документов континентального
характера. Наибольшее воздействие в этот
период на латиноамериканскую
историографию оказали концепции двух
известных испанских историков Р. Бланко-Фамбона
и С. Мадариаги. Р. Бланко-Фамбоны утверждал,
что война за независимость носила
олигархический и муниципальный характер,
ибо определенные цели преследовала лишь
немногочисленная верхушка колониального
общества, опиравшаяся на муниципальные
органы. Со своей стороны, Сальвадор
Мадариага, оспаривая значение глубинных
внутренних причин в возникновении
революции, решающую роль отводил роли
внешних факторов: воздействию идей
французских просветителей, "подрывной
деятельности масонов, евреев и иезуитов",
вторжению Наполеона в Испанию, влиянию
революций в США и Франции[9].
Одновременно он выдвинул ставшую
весьма популярной концепцию войны за
независимость как своеобразной
консервативной реакции колониальной
креольской верхушки на реформы,
проведенные во второй половине ХVIII в. представителями
испанского просвещенного абсолютизма.
Идеи Мадариаги нашли широкий отклик у
историков-ревизионистов, что особенно ярко
проявилось в Аргентине. Наиболее
развернутое изложение этой концепции дал
Э. де Гандия. Отрицая революционный
характер освободительной войны против
Испании, он обосновал тезис о том, что это
была борьба не против Испании, а против
тирании Наполеона - врага испанской
революции, поработившего метрополию и
угрожавшего колониям[10].
Касаясь Майской революции 1810 г. в
Аргентине, он утверждал, что ее
первопричиной послужили события в Испании,
вызванные вторжением Наполеона. Суть
освободительного движения Гандия
сводил к элементарному конституционному
конфликту, приведшему к "смене
правления, произведенной по предложению
самого вице-короля"[11].
С Гандия солидарен колумбийский историк А.
Гомес Уртадо, освещающий события 1810 г. как
часть борьбы, которую испанский народ вел
против Наполеона[12].
Отвергая какое бы то ни было влияние идей
Французской революции, ревизионисты
формулируют вывод о том, что в основе
духовных предпосылок Войны за
независимость лежали испанские
схоластические традиции, восходящие к
философу ХVII в. Ф. Суаресу.
Оппонентами
ревизионистов были историки-традиционалисты,
опиравшиеся на наследие историографии
предыдущего столетия. Под их влиянием
первый конгресс историков Испанской
Америки (1949) констатировал, что
южноамериканская революция является
частью всемирно-исторического процесса,
обусловленная всем предшествующим
развитием колоний. Традиционалисты дали
много исследований, опирающихся на
архивные материалы. Однако, следуя своим
предшественникам, они ограничивались
констатацией новых фактов, не претендуя
на обобщающие оценки. Для представителей
традиционализма была характерна
идеализация и канонизация лидеров
освободительного движения, и тем самым
они в немалой степени способствовали
поддержанию в своих странах культов
Боливара (Венесуэла), Сан-Мартина (Аргентина),
Сантандера (Колумбия), О. Хиггинса (Чили).
Общей чертой традиционалистов и
ревизионистов было позитивное
отношение к испанскому колониальному
владычеству. В качестве важного
аргумента часто использовалось то
обстоятельство, что ни в одном из 6377
законов, вышедших к 1680 г., не упоминается
слово колония.
Празднование
в 1960 г. 150-летия Войны за независимость стало
своего рода отправной точкой второго
этапа в изучении освободительного
движения первой четверти XIX в. С одной
стороны, сам юбилей породил потребность в
новом осмыслении антиколониальной
революции, а с другой - в 60-е гг. появляются
новые историографические школы,
которые берут на себя эту задачу. Несмотря
на сохранение в ряде работ традиционной
трактовки проблем революции, в 60-е гг. в
латиноамериканской историографии явно
возрос интерес к углубленному раскрытию
социально-экономического содержания
освободительного движения; к освещению в
нем массового действующего лица -
народа, раскрытию последствий Войны за
независимость для последующего
развития стран континента.
Еще
в 50-е гг. мексиканский автор М. Морено
выдвинул тезис о том, что освободительная
борьба носила характер социальной
революции[13].
В развернутом виде эта концепция была
сформулирована колумбийцем И. Льевано
Агирре в книге "Испания и социальная
борьба в Новом свете", впервые изданной
в 1962 г. В интерпретации Льевано Агирре
движение за независимость предстает как
классовая борьба между креольской
олигархией, стремившейся к сохранению
своих привилегий, и народными массами,
которые выступали за радикальное
обновление общества. По мнению
колумбийского историка, интересы
олигархии выражал один из основателей
Великой Колумбии Сантадер (1792-1840), в то время как
Боливар отстаивал интересы народа.
Близкой точки зрения придерживается
венесуэлец Л. Сальседо-Бастардо, автор "Фундаментальной
истории Венесуэлы"[14].
Признавая новаторский характер их позиции,
следует все же отметить, что она выводится,
прежде всего, из конечного результата
революции и недостаточно учитывает
диалектику ее развития, "выпрямляет"
динамику соотношения социально-политических
сил. В отличие от них аргентинский
ученый Л. Пасо считает, что Война за
независимость была лишь "освободительной
революцией", она не могла быть
буржуазной революцией "просто потому,
что не имелось такого элемента, как буржуазия
ни в городе, ни в деревне"[15].
Существенный
интерес к раскрытию социально-экономического
содержания Войны за независимость
проявили "новая история" и
леворадикальная историография.
Представители "новой истории" не
создали фундаментальных специальных
исследований по истории освободительного
движения первой четверти XIX в., так как это
яркое, но кратковременное событие не
вписывалось в характерное для этого
направления неприятие "событийной"
истории. Проблема революции
рассматривается ими, как правило, в рамках
анализа так называемого "переходного
периода", охватывающего примерно
столетие: (1750-1850 гг.). X.
Kappepa
Дамас (Венесуэла), T. Гальперин Донгхи (Аргентина),
Х. Кальмановитц (Колумбия) и другие считают
1750-1850 гг. единым этапом перехода от
колониального строя к независимому
развитию латиноамериканских государств[16].
Пo их
мнению, Война за независимость
представляла собой преимущественно
политическое действие, а реальные
социально-экономические изменения
произошли позднее, в середине XIX в. Важную
роль в возникновении революции сыграли
реформы испанского просвещенного
абсолютизма 60-80-х гг. ХVIII в., который, как
показывает Гальперин Донгхи, не только не
достигли цели усиления контроля над
заокеанскими владениями, но оказали
прямо противоположное действие:
способствовали дальнейшему развитию
центробежных тенденций в недрах испанской
колониальной империи.
Точка
зрения, предложенная "новой историей",
отвергает, кроме того, взгляд на
освободительное движение как на явление
целостное, которое при всей сложности и
противоречивости составлявших его
компонентов, обладало определенным общим
историческим содержанием. В Войне за
независимость ее представители различают
несколько различных, даже
противоположных по происхождению, характеру,
направленности движений. Первое из них -
движение креольских верхов, выступление
которых носило характер превентивной
акции. Цель последней состояла в том, чтобы
предотвратить народное восстание.
Движение "цветного" населения
индейского и африканского происхождения
имело совершенно иные цели, на что одним из
первых обратил внимание Х. Каррера Дамас
при анализе выступлений пастухов-льянеро
в Венесуэле во главе с Бовесом в 1812-1813 гг.
Он показал, что восстания низов имели
своей непосредственной целью не столько
достижение независимости, сколько
улучшение своего материального
положения. По мнению Х. Карреры Дамаса в
выступлениях социальных низов проявился
не созидательный, а разрушительный потенциал[17].
Чем радикальнее выступали "низы", тем
консервативнее становилась позиция
креолов (вплоть до прямой поддержки
роялистов, как это было в Мексике и Перу).
Целесообразно отметить, что хотя образ
действий креолов в немалой степени
обуславливался размахом народных
выступлений, он не сводим к одной причине.
Достаточно напомнить, что лидеры
революции типа Боливара, О’Хиггинса
также выдвигали в своих программах
требования социально-экономического
характера и стремились направить разные
потоки в одно антиколониальное
освободительное русло. Обращаясь к теме
структуры и периодизации
испаноамериканского освободительного
движения, представители "новой истории"
предпочитают рассматриваеть его не как
единый революционный процесс
континентального масштаба, а как серию
революций, происходивших в различных
частях Испанской Америки. При этом они
исходят из того факта, что события,
развертывавшиеся в отдельных регионах
Испанской Америки, были почти или совсем
не связаны между собой, особенно на
первом этапе войны (1810-1815).
Значительным
своеобразием отличается подход к Войне за
независимость леворадикальной
историографии, для которой само понятие
"революция" является центральной
категорией. Ведущей силой исторического
развития согласно леворадикальным
авторам выступают силы "ниспровержения",
отрицающие традицию. Источник "ниспровержения"
коренится в утопиях, распространяемых
критически мыслящими меньшинствами ("антиэлиты").
Распространившись в массах и подтолкнув
общество на революционный переворот,
утопии теряют взрывчатую силу, страна
вновь обретает стабильность.
Латиноамериканские народы прошли
несколько этапов революционных изменений,
одним из которых стала Война за
независимость. Согласно точке зрения О.
Фальс Борды суть антиколониальной
революции состоит в том, что "либеральная"
утопия нанесла удар по колониальному
обществу, но не сумела трансформировать
его. Руководителей Войны за независимость,
в частности Боливара, Фальс Борда относит
к "либеральной антиэлите", полагая,
что они добивались "модернизации
колониального общества в буржуазном
духе". Анализируя причины незавершенности
Войны за независимость как революции, он
приходит к выводу, что "либеральная
антиэлита" не смогла создать социальную
утопию, которая захватила бы массы, и
проявила себя недостаточно решительной
в деле "ниспровержения" и неспособной
к самопожертвованию[18].
Другой видный леворадикальный историк и
социолог Р. Солер (Мексика), полемизируя с
"новой историей", считает, что в своем
зарождении Война за независимость представляла
собой общеконтинентальное явление и
только потом распалась на отдельные
потоки[19].
В качестве доказательства Солер ссылается
на представления ряда руководителей
патриотов. Так, венесуэлец Ф. Миранда
еще в конце ХVIII в. выдвинул идею
превращения Испанской Америки после
завоевания независимости в одно
государство под названием "Колумбия".
Мексиканский революционер М. Идальго был
провозглашен "генерал-капитаном
Америки" и в своих воззваниях обращался
к "американской нации".
Значительный
вклад в изучение проблем Войны за
независимость внесла латиноамериканская
школа идей. В 60 - начале 80-х гг. ее
представители опубликовали целый ряд
монографий, в которых по-новому
ставился вопрос об идейно-теоретических
предпосылках освободительного
движения первой четверти XIX в. и
идеологических процессах в период
революционной борьбы[20].
Исходной
посылкой для нового теоретического
осмысления освободительной идеологии
стало стремление школы "истории идей"
рассматривать культуру второй половины ХVIII
- начала XIX вв. не только и не столько в
плане ее генетических связей с испано-европейскими
источниками, но как явление, адекватно
отражающее внутренние тенденции
развития креольского общества данного
этапа. Такой подход сделал возможным
постановку вопроса о латиноамериканском
Просвещении как закономерном,
специфическом этапе в идейно-политическом
развитии Испанской Америки, не сводимом к
поиску источников внешних влияний.
Иначе говоря, речь должна идти не о
первостепенности внешних и
второстепенности внутренних условий или
наоборот, а об их диалектическом
единстве. С одной стороны, становление
идеологии латиноамериканского
Просвещения неотделимо от тенденции к
духовной "автономизации" жителей
испанских колоний, с другой - от
воздействия извне. По мнению
аргентинского ученого Х. Чиарамонте
следует говорить о наличии
непосредственной причинно-следственной
связи между формированием
просветительства в Испанской Америке и
реформаторством испанского "просвещенного
абсолютизма". Что же касается
французского или североамериканского
влияния, то преобладание добуржуазного по
своему характеру общественного
сознания, слабый уровень культурной и
национальной интеграции населения
Испанской Америки делали французское
Просвещение в известной мере формационно-инородным.
В результате в Латиноамериканском
Просвещении в канун Войны за
независимость и на первом ее этапе
сложились две линии. Первую составляли
сторонники политической автономии и
уравнения креолов в правах с испанцами.
Вторую представляли те (их было
меньшинство), кто воспринял достижения
мировой просветительской мысли и на их
основе обосновывали законность
революционного отделения Испанской
Америки от метрополии. Просвещение в
Латинской Америке не превратилось в
отличие от западноевропейского в широкое
общественное движение, став достоянием
лишь части креольской элиты. В целом
продолжал господствовать духовный
авторитет католицизма, вследствие чего
широко были распространены традиционные
взгляды и представления. На этой основе
латиноамериканские ученые вплотную
подошли к постановке принципиально важной
проблемы - о влиянии Войны за
независимость, нарушившей естественное
развитие просветительских идей, на возникновение
социокультурного раскола
латиноамериканского общества, т. е.
существования прямо противоположных
систем ценностей и действий. Он
выразился согласно точке зрения Х.
Чиарамонте и других исследователей в
активном противостоянии массового
сознания (в основном индейского и
метисного населения) и той формы сознания,
которая культивировалась в среде
креольской элиты.
Новый
импульс изучению проблем
освободительного движения первой
четверти XIX в. придало 200-летие со дня
рождения Боливара, убедительно
подтвердившее их научно-методологическую
значимость и непосредственную
общественную актуальность. Юбилей, прежде
всего, обострил интерес к вопросу о
содержании деятельности Боливара и
значении его идейного наследия. Важным
событием в научной жизни Латинской
Америки явился состоявшийся 17-24 июля 1983 г.
в Каракасе конгресс историков,
приуроченный к празднованию юбилейной
даты. Он, во-первых, показал, что
латиноамериканские историки из учеников
окончательно превратились в равноценных
партнеров своих зарубежных коллег. Во-вторых,
он подвел итог предшествующему этапу
изучения истории Войны за независимость и
одновременно обозначил вопросы, требующие
дальнейших исследований. Тематика
конгресса была составлена таким образом,
чтобы показать личность Боливара в тесном
единстве с эпохой, в которую он жил. При
всем различии точек зрения по отдельным
вопросам деятельности Боливара, как
руководителя освободительного движения,
достаточно четко просматриваются два
направления.
Для
первого из них характерно преобладание
нормативистских оценок личности Боливара,
когда она измеряется по меркам соответствия
или несоответствия выведенным из традиций
европейской и североамериканской
политических культур определенным
принципам. Ярким представителем
подобного подхода является один из
старейших латиноамериканских историков Х.
Арсиньегас, выпустивший в 1984 г. нашумевшую
книгу "Боливар и революция". В ней он
утверждает, что образ Боливара, как
оригинального мыслителя и революционера,
есть не что иное, как результат "бумажного
мифотворчества" ряда историков. По
мнению автора, действительное место
Боливара определяется тем, что он был
освободителем и выдающимся, не уступающим
Наполеону, полководцем. Х. Арсиньегас
ставит временную диктатуру Боливара,
установленную в 1828 г. в момент крайнего
обострения классовой борьбы в Великой
Колумбии в один ряд с одиозными
диктатурами Х. Висенте Гомеса в Венесуэле
и А. Пиночета в Чили. Он объявляет, что
социально-политические взгляды Боливара
реакционны и их следует предать забвению.
Другое
направление отличает стремление к
целостному системному анализу
социально-классовой характеристики
Боливара, его идейных воззрений.
Деятельность Oсвободителя исследуется
через выявление глубинных внутренних
связей между его политикой и логикой
развития освободительной борьбы. Оно
представлено такими именами, как И.
Льевано Агирре, А. Риваданейра, А. Михарес,
Ф. Маса Савала, Х. Сальседо-Бастардо. Первую
фазу революции (1810-1815 гг.) эти историки
рассматривают как аристократическую,
противостоящую движению низов.
Деятельность и взгляды Боливара в этот
период отмечены печатью глубоких
противоречий между политическим радикализмом,
выражавшемся в стремлении добиваться
полной независимости, и консерватизмом
в социальной области. Во второй,
собственно боливарийской, фазе Боливар
вплотную подходит к идее социальной
революции[21].
Особое место занимает оценка деятельности
Боливара в период его диктатуры (1828-1830). И.
Льевано Агирре и Х. Сальседо-Бастардо
убедительно показывают несостоятельность
попыток изобразить Боливара первым
латиноамериканским бонапартистом лишь
потому, что он использовал диктаторские
полномочия для углубления революции.
Юбилей
Боливара привлек внимание историков еще к
одной существенной проблеме - цене
революции. Характеризуя диктатуру Боливара,
ряд латиноамериканских исследователей
делает однозначный вывод: Война за
независимость породила милитаризм и его
олицетворение - каудильизм, отражавший
слабость республиканских институтов,
которые сразу не могли заполнить брешь,
образовавшуюся в результате краха
колониального режима. Кроме этого
констатируется, что в ходе войны во всех
регионах Испанской Америки разрушались
исторически сложившиеся, вечные, с точки
зрения авторов, понятия о праве
собственности, власти, законах, т. е. о тех
институтах, которые являются основой
прочности и незыблемости общества. В Войне
за независимость враждующие стороны
использовали такие методы, как
конфискация имущества, штрафы,
принудительные займы, повсеместно
имело место разграбление и разрушение
материальных ценностей. Это подрывало
принцип неприкосновенности частной
собственности, утверждавшийся веками, а
также веру широких масс населения в
справедливость и незыблемость законов и
права. В результате длительной войны новые
государства оказались настолько ослабленными,
что их развитие по пути социального и
экономического прогресса стало
невозможным. Из сказанного следует вывод,
что освободительная война как всякая
революция означает, прежде всего, насилие
и разрушение; всего этого можно было бы
избежать, если бы победила линия
креольской элиты 1808-1810 гг. на простое
отделение от Испании и дело не дошло до
социальной революции[22].
В
известной мере подобная оценка порождена
политическими реалиями современного
мира, равным образом, как и возрождением
некоторых старых схем. Так, известный
венесуэльский историк А. Услар Пьетри
считает, что Война за независимость в
Испанской Америке составляет одну из глав
в длительной борьбе двух Испании. "Испанские
либералы и американские освободители, -
пишет он, - суть одни и те же люди"[23].
"Движение за независимость, - дополняет
его мексиканский автор К. Бош, - не
переросло в социальную революцию. В
социальном плане сохранился консенсус.
Проблема состояла лишь в том, кто из
креолов захватит политическую власть и
навяжет ее остальным"[24].
Несомненно, что приближающееся 200-летие
начала Войны за независимость поставит
перед историками новые вопросы и
активизирует исследование дискуссионных
аспектов освободительного движения.
Особенности
развития капитализма в странах континента
в историографии 60-80-х гг. В
60-70 гг. в Латинской Америке обострилась
борьба вокруг перспектив дальнейшего
развития стран континента. Это было связано
с ростом антиимпериалистических
выступлений и обострения социальных
конфликтов в отдельных странах и регионах
(Боливия, Перу, Панама, Чили, Центральная
Америка). Расширился социальный состав
оппозиционных движений, в борьбу
включились крестьянство, городские
средние слои, интеллигенция, студенчество,
усилились оппозиционные течения в
армии и в церковных кругах.
В
этих условиях все большее распространение
получили идеи марксизма, усилилось их
влияние на общественные науки и особенно
на политологию и историю, что явилось
одной из главных причин возникновения
леворадикальных течений в историографии,
сформировались группы историков-марксистов,
в ряде стран возникли исследовательские
центры при компартиях и "левых
университетах".
Леворадикальные
течения были связаны, прежде всего, с
перспективами развития революционных
процессов, поисками путей преодоления
отсталости стран континента, его
зависимого положения в мировой системе
капиталистического хозяйства.
Это
в свою очередь повлекло за собой повышение
интереса к прошлому, к проблемам историко-культурной
самобытности народов Латинской Америки.
Большое внимание стало уделяться
социально-экономическим проблемам и
истории народных движений. Следует отметить,
что восприятие марксизма многими
историками как леворадикального, так и
позитивистского направления, было
односторонним, многие историки
ограничивались лишь использованием
марксистской терминологии, другие, не
воспринимая марксизм в целом, брали лишь
некоторые его элементы.
Многие
из будущих идеологов левого радикализма в
50-е гг. активно участвовали в политической
жизни своих стран и в международных
организациях, в том числе в Экономической
комиссии по Латинской Америке ООН (ЭКЛА),
где в эти годы господствовало влиятельное
реформистское течение - десаррольисм ("теория
развития"), сторонники которого хотели
перенести на латиноамериканскую почву
различные теории "экономического роста",
основанные на идеях неокейнсианства и
неолиберализма. Концепции ученых ЭКЛА
впоследствии явились основой для многих
реформистских программ, в том числе
программы "Союза ради прогресса"[25].
Однако
к концу 60 - началу 70-х гг. в большинстве
стран Латинской Америки эти модели
социально-экономических преобразований
оказались неэффективными.
В
связи с этим усилилось влияние
леворадикального направления, к нему
примкнули некоторые сторонники
десаррольисма, в т. ч. С. Фуртадо, Ф. Э.
Кардосо, занимавшие важные посты в ЭКЛА. В
леворадикальном течении возникло
стремление разработать такие национально-экономические
и политические альтернативы для своих
стран, которые учитывали бы исторические и
социальные аспекты.
Полемика
между десаррольистами и представителями
леворадикального направления в 60-70-е гг.
заняла центральное место не только в
исследованиях по экономике и политологии,
но и в исторических работах. Вновь
оживился интерес к колониальной истории и
к экономическим проблемам XIX в. В подходе к
этой тематике у историков
леворадикального направления ощущается
влияние школы "Анналов" и "количественной"
истории, а также "каталонской исторической
школы", основателем которой был
выдающийся испанский историк Х. Висенс
Вивес.
Главное
место в дискуссии было отведено вопросу о
характере социально-экономической
структуры Латинской Америки: "феодализм
или капитализм". Сторонники ЭКЛА
выдвинули концепцию "периферийного
капитализма" в Латинской Америке,
подчеркивая
слаборазвитость и зависимое
положение в системе мирового хозяйства.
Причиной этого они считали т. н. "традиционализм"
- пагубное влияние испанского
колониального наследия, специфику
национального характера и "менталитет"
латиноамериканцев. Они считали вслед за
североамериканскими
латиноамериканистами, что преодоление
отсталости возможно только на путях
разрыва с историческими традициями,
которые они отождествляли с "испанским
феодальным наследием" и в усвоении латиноамериканскими
народами основ западной и, прежде всего,
американской цивилизации.
Приверженцы
десаррольисма опирались на теорию "стадий
экономического роста"
североамериканского экономиста У. Ростоу
и его идею о возможности для слаборазвитых
стран с помощью иностранного частного
капитала в ускоренном темпе пройти все
стадии развития капитализма и преодолеть
отсталость.
Дискуссия
о характере социально-экономических
структур в странах континента
развернулась, как уже было сказано выше,
вокруг проблемы: "феодализм или
капитализм". Начало было положено в
середине 60-х гг. выступлением известного
историка, социолога и экономиста Гюндера
Франка[26].
Он родился в 1929 г. в Берлине, эмигрировал в
США, где получил образование и защитил
диссертацию в Чикагском ун-те, затем
работал в Бразилии, Чили и Мексике. В своих
монографиях и многочисленных статьях он
отстаивал тезис, что конкиста была
капиталистической акцией, предпринятой
средиземноморским, итальянским и испанским
капиталом, и результатом ее было
возникновение и развитие в Ибероамерике
капиталистических форм хозяйства.
Поскольку в самой Испании феодализм
клонился к упадку, то втягивание колоний в
мировую торговлю уже в ХVI в.
предопределило капиталистический путь
развития, который имел свои особенности.
Вторым
важнейшим тезисом Гюндера Франка было
утверждение о том, что отсталость
латиноамериканскх стран объясняется
особым типом капитализма, который, по
мнению автора, носил и носит "колониальный"
характер, поскольку его развитие
определяется индустриально-развитыми
странами не только в экономической, но и в
политической и идеологической сфере.
Происходит, по словам Гюндера Франка,
сателлизация латиноамериканских стран и
превращение их в клиентуру крупных
монополий.
Третьим
важным моментом в концепции Г. Франка
является теория "внутренних колоний"
- отсталых районов в каждой стране, эксплуатируя
которые латиноамериканская буржуазия
восполняет свои потери на мировом рынке.
Таким образом, вопрос об особенностях
латиноамериканского капитализма
переносится в сферу внешней торговли и
внешнеэкономических отношений, при этом
игнорируются внутренние факторы развития.
Так, Г. Франк утверждал, что никакие
докапиталистические пережитки не
влияют на развитие стран Латинской
Америки.
Главными
оппонентами Г. Франка явились
аргентинские ученые Родольфо Пуигросс,
которые отстаивали прямо противоположную
точку зрения на социально-экономический
строй испанских колоний, считая, что
вплоть до Войны за независимость там
существовал феодализм, а конкиста
являлась чисто феодальным военно-колонизационным
движением, в ходе которого в Америке
насаждались феодальные формы хозяйства,
и что феодализм в самой Испании,
клонившийся к упадку в начале ХVI в.,
получил новые импульсы для своего
сохранения и развития в Испании за счет
прилива драгоценных металлов из Америки.
Р.
Пуигросс критикует Г. Франка, который
рассматривает простое товарное
производство, существовавшее в колониях в
ХVI-ХVII вв. как капиталистическое, а труд
индейцев-общинников на рудниках и в хозяйствах
энкомендеро, равно как и труд пеонов, как
капиталистическую форму найма рабочей
силы. При этом автор широко использует
марксистскую терминологию и отдельные
положения марксизма о роли торгового
капитала, внутреннего рынка и рынка
рабочей силы. В ходе полемики Р.
Пуигросс высказал очень важную мысль о
синтезе доколумбовых цивилизаций и
испанского феодализма как исходного
момента формирования социально-экономических
структур колонии. Эрнесто Лаклау
останавливается подробно на роли внешнего
рынка и показывает, что в ХVI-ХVII вв.
господствовал торговый капитализм,
который не мог осуществить трансформацию
колоний, хотя в отдельных районах,
например в аргентинской пампе,
складывались районы торгового
скотоводства, интегрированные в мировой
рынок. Лаклау выступал также против
унификации процессов, происходивших в
разных частях колонии, подчеркивая
значительное разнообразие условий в
различных районах континента.
Важным
вкладом в разработку проблем капитализма
в Латинской Америке явилась трехтомная
работа мексиканского историка-марксиста
Э. Семо "История капитализма в Мексике"
(1975), в которой рассматривается
экономическая история Мексики в течение
всего колониального периода.
Эта
работа интересна, прежде всего, тем, что
автор подводит черту под длительной
дискуссией: феодализм или капитализм и
приходит к выводу, что в ХVI-ХVIII вв.
экономика колонии носила многоукладный
характер, что в ХVI в. преобладали
докапиталистические отношения, широко
использовались формы эксплуатации,
существовавшие в доколумбовой Америке,
наряду с феодальными - репартимьенто и
энкомьенда. Однако на экономическое
развитие огромное воздействие оказывал
мировой капиталистический рынок,
складывавшийся в ту эпоху. Зарождение и
укрепление капиталистического уклада Э.
Семо относит к ХVIII в.
Связывая
причины экономической отсталости
континента исключительно с испанским
колониальным наследием, сторонники
доктрины ЭКЛА как экономисты, так и
историки считали, что преодоление отсталости
возможно только на путях полного разрыва с
историческими традициями и усвоения основ
"западной", т. е. североамериканской
цивилизации.
Кризис
реформизма в 70-е гг., обострение социальной
напряженности в большинстве стран,
приход к власти правоавторитарных режимов
ослабил влияние десаррольисма и
реформистских течений в историографии и
способствовал укреплению позиций
леворадикальной историографии и влияния
марксизма. Однако это обращение
леворадикалов к марксизму носило
противоречивый характер. Называя себя
сторонниками и продолжателями марксизма,
широко используя марксистскую терминологию,
они считали, что классический марксизм
неприменим к Латинской Америке и
претендовали на создание собственной
теории. Так, бразильский историк и
социолог Ф. Кардозо отрицал такие положения
марксизма, как всемирно-исторический
характер исторического процесса. Т. Дос
Сантос вслед за Гюндером Франком считал,
что экономика Латинской Америки уже в ХVI в.
носила капиталистический характер лишь на
том основании, что в Европе развивался
капитализм, а Латинская Америка была
сырьевым придатком и через экономические
связи оказалась втянутой в международные
экономические отношения.
*
* *
XX век явился важной вехой в развитии латиноамериканской историографии. Историкам континента удалось преодолеть исключительное внимание к политической истории и деятельности отдельных исторических личностей.
В
30 - начале 50-х гг. на смену традиционной
историографии пришло новое направление -
"исторический ревизионизм" на первый
план выдвинулась проблема синтеза
европейской и индейской культуры, как
важнейшей особенности в развитии стран
континента. Это в свою очередь привело к
изучению экономической и социальной
истории, народных восстаний и
общественных движений, (изучение этих
проблем велось преимущественно на
материалах колониального периода).
Пристальное внимание историков
континента привлекали проблемы
латиноамериканской самобытности.
Постепенно
преодолевалась замкнутость на изучении
исключительно собственных стран и
исключительно политической истории.
В
70-80-х гг. новые веяния в европейской
историографии захватили и Латинскую
Америку. Наметился переход от "истории
рассказывающей к истории
интерпретирующей".
В
историографии Латинской Америки можно
выделить несколько направлений влияния
школы "Анналов" и "новой
исторической науки": изучение
ограниченных во времени ситуаций прошлого,
тяга к микроистории, фрагментарность
исторических исследований. Характерной
чертой является также взаимодействие
исторического исследования с различными
научными дисциплинами (география,
историческая антропология, историческая
психология).
[1]
Энкомьенда и репартимьенто - две формы
колониальной эксплуатации, не
дававшие права на владение землей при
предоставлении права на использование
труда коренного населения, жившего на
территории энкомьенды. Энкомьенда и
репартимьенто существовали в районах
с плотным индейским населением.
[2]
Cuevas M. Op cit. p. 247.
[3]
Chaves E. Aputes sobre la colonia. t. 1, México, 1958, p. 59.
[4]
Zavala S. Fuentes para la historia del trabajo en Nueva España.
Recopilados por S. Zavala y М. Castelo. t. 1-8, México, 1939-1948.
[5]
Zavala S. Aproximacion a la historia de Mexico, 1953; Zavala S. La
economieda Indiana, Madrid, 1935.
[6]
Miranda J. España y Nueva España en la epoca de Felipe
II. Mexico, 1962; El ttributo indigena en la Nueva Espana durante el siglo
XVI. Mexico, 1952; Miranda J. Los
indigenas de America en la eposa colonial: teorias, legislacion, realidades.
En Cuadernos americanos, 1964, № 4.
[7]
Bagú
S.
Economía de la Sociedad Colonial. Buenos Aires, 1949.
[8]
Arcinigas
G.
El capitalismo en la conquista de América. Revista "Nosotros''
Bogotá, 1952, № 1.
[9]
De Madariaga S.The Fall of the Spanish American Empire. London,
1947.
[10]
De Gandía E. La independencia americana. Buenos Aеirs, 1961.
[11]
De Gandía E. La revisión de la historia argentína.
Buenos Aeirs, 1952, p. 270, 304.
[12]
Gomez Urtado A. La revolución en América. Barcelona,
1958.
[13]
Moreno M. Genesis sociologia de la independencia hispano-americana.
México, 1952, p. 3-4.
[14]
Salsedo-Bastardo L. Historia fundamental de Venezuela. Carácas,
1979.
[15]
Paso L. De la colonia a la independencia nacional. Buenos Aires,
1963, p. 220.
[16]
Carrera Damas G. Lа crisis de la sociedad colonial. Caracas, 1971; Halperin
Donghi T. Reforma y disolucion de los imperios iberios. Madrid, 1985; Kalmanovitz
J. Economía y nación. Una bréve historia de
Colombia. Bogotá, 1985.
[17]
Carrera Damas J. Sobre el significado socio-economico de la acción
histórico de Boves. Caracas, 1964.
[18]
Fals Borda O. Las revoluciones en América Latina (1809-1968).
México, 1970.
[19]
Soler R. Idea y cuestion national latinoamericanas de independencia
a la emergencia del imperialismo. México, 1980, p. 41.
[20]
Pensamiento político de la Emancipación, t. 1. Carácas,
1980; Ocampo Lopez J. El proceso
ideologico de la emancipación en Colombia. Bogotá, 1983.
[21]
Congreso Bicentenario de Simon Bolivar. Informe final, 17 al 24 de julio de
1983, Carácas, 1983, p. 88-89.
[22]
Ibid. p. 1-5.
[23]
Uslar Pietri A. Existe una comunidad iberoaméricana? -
Cuadernos hispanoamericanos, México, 1991, № 487, p. 35.
[24]
Bosch C. García. La transícíon en la historia
general de América. - Cuadernos americanos, México, 1990,
№ 19, p. 3.
[25]
См. Посконин Л. С.
Латинская Америка: Критика
леворадикальных концепций. М.: "Наука",
1988.
[26]
Gunder
Franc.
Capitalism and Underdevedlopament in Latina América.
N. Y. 1969.