РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ США

 

Н.М.АНДРЕЕВА

 

 


 В современном мире во всех развитых странах сельское хозяйство является объектом ак­тивного экономического вмешатель­ства государства. Это обусловлено особенностями формирования спроса на сельскохозяйственную продукцию, наличием большого числа средних и мелких ферм, а также зависимостью отрасли от состояния мирового рынка сельскохозяй­ственных товаров.

 Методы и формы государственного регулирования различны в отдельных странах в разные исторические периоды. Общим для них является преимущественно экономический характер реализации регулирующих мер с помощью рыночных рычагов (цен, кредита, налогов). При этом управление рыночным хозяйством осуществляется не методом администрирования, а носит характер гибкого регулиро­ва­ния.

 Аграрное законодательство США насчитывает чуть более шести десятилетий. Оно берет начало со времен президенства Рузвель­та. Основные его черты определены в Законах о сельском хозяйстве 1933 и 1938 гг. и с тех пор мало изменились, модифицируясь в зависи­мос­ти от того, какая партия находится у власти ‑ республиканская или демократическая.

 Для США характерно постоянное перепроизводство сельскохозяй­ственной продукции, что является следствием огромного производ­ственного потенциала отрасли и наличия значительных земельных площадей, временно изъятых из хозяйственного пользования. Перепроизводство сельскохозяйственной продукции приводит к низким на нее ценам и соответственно к более низким (по сравнению с другими отраслями) доходам произво­дителей. Исходя из этого, главной задачей аграрной политики государства является сдержива­ние роста сельскохозяйственного производства при повышении его эффективности. Весьма важными задачами государства следует также назвать поддержание конкурентоспособ­ности американ­ских сельскохо­зяйственных товаров на внешних рынках; охрана земельных и водных ресурсов; обеспечение экологи­ческой безопас­ности продовольствия и окружающей человека среды.

 Основными направлениями государственной аграрной политики яв­ляются поддержание фермерских доходов через гарантирование цен; регулирование объема производства путем изъятия из хозяй­ственно­го пользования земель на более или менее длительный срок; строитель­ство сельскохозяйственной производственной инфраструкту­ры (дорожное строительство, мелиоративные объекты, электрификация и телефонизация, складские помещения и т.д.); организация кредитного обслуживания фермеров; финансирование и организация сельскохозяй­ственной науки, внедрение ее результатов в практику, а также сельскохозяйственного образования и профессиональной переподго­тов­ки кадров; охрана земельных и водных ресурсов, контроль за экологическорй безопасностью среды обитания человека и качеством продовольствия; регулирование экспорта и импорта сельскохозяй­ственных товаров.

 В США цены поддерживаются в отраслях, которые сильно подвержены дестабилизирующему влиянию мирового рынка и занимают важное место в структуре фермерских доходов. К их числу относятся производство пшеницы, риса, фуражных зерновых (кукуру­зы, сорго, овса, ячменя), хлопка, сои, табака, арахиса. Своеоб­раз­ные формы и методы регулирования сложились в производстве молока, фруктов, овощей, говядины и мяса птицы. В целом система поддержания цен охватывает примерно 50% производимой сельскохо­зяй­ственной продукции, в том числе 33% сборов пшеницы, 100% кукурузы, 55‑60% риса, 45‑50% сбора хлопка и т.д.

 Масштабы государственной помощи сельскому хозяйству весьма значительны. В США в последнее десятилетие бюджетные расходы по министерству сельского хозяйства колеблются от 10 до 25 млрд.долл., при этом 2/3 средств приходится на программы поддержания цен. Доля правительственных платежей в чистом доходе фермеров составляет 20‑30%, в сумме фермерских капиталовложений ‑ 40%.

 Основным методом поддержания фермерских доходов в США являет­ся система компенсационных платежей. Производители зерна и хлопка получают от правительства специальные выплаты, покрываю­щие разницу между "целевыми" и рыночными ценами. Размеры "целевых" цен устанавливаются конгрессом рассчетным путем. Они должны гарантировать минимальный уровень доходов фермерам. Например, до 2000 г. "целевая" цена на пшеницу определена в 4 долл. за бушель или 147 долл. за метрическую тонну. Рыночная цена ‑ это средняя цена, которую производители получают в течение года. Если рыночная цена на пшеницу составляет 3,2 долл. за бушель, то производители получают выплаты в размере 0,8 долл. за бушель для поддержания установленного уровня производства и дохода. Таким образом,с помощью компенсационных платежей обеспечи­вается защита фермеров от колебания цен: если рыночная цена понижается, то размеры выплат увеличиваются. В период высоких цен на сельскохо­зяйственную продукцию в 1973, 1974 , 1981 гг. этот механизм не дейстовал. В итоге фермеры получают доходы из двух источников: от продажи продукции на рынке и в виде прямых выплат. В период с 1985 по 1992 гг. компенсационные платежи составляли в среднем за год 5,4 млрд.долл. В 1985 г. они достигли самого высокого уровня ‑ 6.3 млрд.долл.

 Участие в товарных программах добровольное (всего в них участвует 1/3 американских фермеров). Однако для получения специ­альных выплат фермеры должны согласиться на сокращение посевных площадей. Например, министерство сельского хозяйства может постановить, что в течение года будет выведено из хозяй­ственного пользования 5% площадей, засеянных пшеницей. В этом случае фермеры, желающие получать выплаты, должны засеять только 95% своих площадей. Таким образом МСХ контролирует производство и предложение зерна, что способствует росту рыночных цен и, в конечном итоге, поддержанию фермерских доходов. Для аграрной политики американского правительства в последнее десятилетие характерно ослабление степени экономического вмешательства в процесс ценообразования и усиление ориентации на мировой рынок.

 Государственное регулирование в области сельскохозяйственно­го кредита развивалось в США в форме создания государственных кре­дитных институтов, организующих деятельность сети кооператив­ных банков сельскохозяйственного кредита; предоставления кредитным организациям права выпуска ценных бумаг; установления д­ля фермеров льготных кредитных ставок и т.д.

 Основными государственными организациями фермерского кредита являются Федерация фермерского кредита, Администрация по делам фермеров, Товарно‑кредитная корпорация, Администрация сельской электрификации и телефонизации. В 80‑ годах на долю одной их них - Администрации по делам фермеров ‑ приходилось около 15% кратко и среднесрочного и 8‑9% долгосрочного кредита.

 Большую поддержку развитию фермерского хозяйства оказывает государство и путем строительства сельской производственной инфраструктуры. Оно финансирует и осуществляет строительство дорог, крупных мелиоративных объектов, средств электрификации и телефонизации. В США дорожное строительство началось еще в 20‑е годы. И хотя было несколько источников финансирования дорожного строительства (федеральное правительство, правительства штатов, фермерские кооперативы, частные фирмы), основным финансовым донором было государство. Ремонт более половины дорог в Америке также осуществляется за счет государственных средств.

 Государство финансировало сооружение крупных иррригационны­х объектов (водохранилищ, насосных станций, плотин и каналов) в 17 засушливых западных штатах страны, где концентрируются 70% фонда орошаемых земель. Государственные кредиты покрывали около 30% затрат на строительство мелиоративных объектов непосредственно на фермах. Американское государство активно участвовало в сельской электрификации и телефонизации прежде всего за счет пре­доставления фермерским кооперативам льготных кредитов (2% годовых на срок 35 лет) через Администрацию сельской электрификации. Уже в конце 60‑х годов все американские фермы были электрифицированы. Телефонной сетью также пользуются все фермерские хозяйства. Государство взяло на себя и значительные финансовые расходы по строительству основной части оптовых складов и хранилищ для сельскохозяйственной продукции. В настоящее время ему принадлежит 60% этих емкостей.

 В США на долю государства приходится половина финансовых рас­ходов на научные исследования в области сельского хозяйства и производства продовольствия, которые проводятся как в научных центрах МСХ, так и в 56 сельскохозяйственных опытных станциях при университетах штатов. Через специальную государ­ствен­ную службу внедрения, существующую более 100 лет и насчиты­ва­ющую свыше 20 тыс. человек, результаты научно‑технических разработок сообщаются каждой ферме. Большое внимание уделяется организации сельскохо­зяйственного образования, подготовке молодых и переподготовке опытных фермеров. Половина фермерского населения имеет среднее образование, а одна четверть (преимущественно крупные фермеры) ‑ высшее сельскохозяйственное.

 Охрана земельных и водных ресурсов является важным направле­нием государственной аграрной политики. Начиная с 30‑х годов аме­риканское государство субсидирует проведение антиэрозийных мероп­риятий в сельском хозяйстве. Через службу охраны почв МСХ фермеры получают финансовые дотации в размере 75% стоимости работ на проведение природоохранных мер (террасирование склонов, контурная вспашка, посев покровных культур и т.д.). В связи с изменением экологической обстановки в стране в 80‑е годы в 35 штатах были приняты законодательные акты об охране грунтовых вод от загрязнения остатками химикатов. В ближайшие годы предусмотре­на консервация 10 млн га пашни.

 Государство координирует весь объем работ по обеспечению эко­логического контроля за состоянием окружающей среды и качеством продовольствия. На федеральном уровне и в штатах действует целая система законодательных и подзаконных актов и регламентаций. В эту процедуру вовлечено несколько государствен­ных учреждений ‑ Администрация по контролю за качеством продо­вольствия и медикаментов, Управление по охране окружающей среды и др.

   Требования, предъявляемые законодательством к внедрению и использованию сельскохозяйственных химикатов, весьма жесткие.

   Например, для регистрации ветеринарных препаратов и кормовых добавок требуется предоставление информации о химической природе продукта; безопасности использования для человека и животных; эффективности применения вещества и наличии точных количественных методов определения его остаточного содержания в пищевых продук­тах. Согласно Закону о национальной политике в области экологии требуется анализ влияния нового продукта на состояние окружающей среды.

 В ряде американских штатов приняты законы, запрещающие применение ядохимикатов при производстве продовольствия, прежде всего фруктов и овощей. Для защиты растений и скота от вредителей предпочтение отдается нехимическим средствам и препаратам. Для проведения научных исследований в области альтернативного, т.е. экологически чистого сельского хозяйства государство ежегодно выделяет из федерального бюджета 40 млн.долл.

 Хотя государственная аграрная политика направлена в основном на стабилизацию внутреннего рынка, правительство США играет актив­ную роль в ценообразовании на экспортируемые сельскохозяй­ственные продукты, прежде всего зерно. В связи с большими масштабами государственной поддержки аграрного сектора экономики цены на сельскохозяйствененые товары на внутреннем рынке США выше мировых. Поэтому для сохранения конкурентных позиций этих товаров на мировых рынках государство осуществляет субсидирование экспорта, т.е. выплачивает фирмам‑экспортерам субсидии, представ­ляющие разницу между высокими национальными ценами и более низкими ценами мирового рынка. Следует отметить, что эта практика не действует в период высоких мировых цен. Такая ситуация существовала в начале 70‑х годов, когда обострилась мировая продовольственная проблема и вырос спрос на зерно и сою.

 Субсидирование экспорта осуществляется в рамках Программы стимулирования экспорта (ПСЭ). Она устанавливает различные уровни выплат на экспорт товаров в различные страны в зависимости от конъюнктуры. На некоторые страны эта программа не распростра­ня­етя, например, на Японию (на долю этой страны приходится 22% стоимости сельскохозяйственного экспорта из США).

 Помимо ПСЭ в США действуют и другие экспортные программы, например, программа предоставления экспортных кредитных гарантий, которая также способствует поддержанию определенного объема экспорта сельскохозяйственных продуктов и страны. В 1993г. бюджетные расходы на экспортные программы составляли 2,3 млрд долл., в 1994 ‑ 1,8 млрд., а в 1995 г., по мнению исследователей, они могут снизиться до 1,4 млрд долл.

 Итак, опыт государственного регулирования сельскохозяйствен­ного производства в США подтверждает мысль о том, что аграрный сектор экономики не может развиваться только за счет собственных источников накопления. В обеспечении воспроизводственного процесса большая и активная роль принадлежит государ­ству

 

 


ПРИМЕЧАНИЯ

 


1. Н.М.Андреева" Государственное регулирование сельского хозяйства в развитых странах" Международный журнал "Проблемы теории и практики управления", 1993, N 3

2. Н.М. Андреева "Государство и сельское хозяйство на Западе" Газета "Финансовые вести", 1993, N 18

3. "Agricultural Outlook", Jan‑Feb. 1994. P.10‑13

4. "Agricultural Outlook", April 1994. P.24‑27

5. "Agricultural Outlook", Sept 1994. P.41,42

6. "Food Outlook", FAO, Rome, Dec. 1994. P.32‑36

7. Long‑term Agricultural Baseline Projections, 1995-2005. USDA, World Agricultural Outlook Board, Feb. 1995.

 

 

 

назад                     оглавление                 вперед